Накануне дня правительства, посвященного перспективам вступления Украины в ВТО, который намечен на 10 мая, в Верховной Раде прошел «круглый стол», посвященный этому вопросу. Собственно, обсуждения как такового не было. На вопросы, призванные раскрыть тайну происходящего, а именно хода переговоров по вступлению в ВТО, никто не отвечал. Но были доклады ответственных лиц, которые пытались оценить готовность страны к членству в этой организации уже в этом году, как обещало высшее руководство Украины.
Председатель совместной парламентско-правительственной комиссии по интеграции Украины в ВТО Сергей Касьянов напомнил, что вступление в ВТО является приоритетом для Украины в этом году. В декабре 2005 года состоится очередная министерская конференция ВТО в Гонконге, которая должна, среди прочего, утвердить целый ряд новых правил для стран — членов ВТО. Для Украины, которая стремиться к вступлению в организацию с 1994 года, важно завершить переговорный процесс на протяжении ближайших месяцев, чтобы принять участие в следующей конференции как полноправный член ВТО, который может влиять на формирование правил игры в международной торговле.
Касьянов отметил существенный прогресс в переговорах на протяжении 2004 — 2005 годов, назвав его «прорывом». Однако, по его словам, возможное вступление Украины в ВТО в этом году зависит от решения двух первоочередных вопросов: гармонизации национального законодательства с правилами ВТО и завершения технической части переговорного процесса. «Но для достижения хороших результатов нужно реальное сотрудничество правительства и парламента и эффективная координация действий, которая не позволит терять драгоценное время», — сказал он и вместе с тем отметил, что система такого эффективного сотрудничества «пока не сложилась».
К числу достижений парламентариев по гармонизации законодательства с правилами ВТО выступающие отнесли принятие законопроекта об интеллектуальной собственности. И хотя за него проголосовало всего 230 народных депутатов, этот факт был назван долгожданным появлением хрупкого «проВТОшного» большинства в Верховной Раде.
Первый заместитель министра по вопросам евроинтеграции Валерий Пятницкий отметил: «На переговорах нас часто спрашивают: у вас есть такое замечательное законодательство, оно защищает авторов, исполнителей. Почему же у вас на улицах осуществляется продажа пиратской продукции? А сколько изъято, конфисковано такой продукции, сколько заведено уголовных и административных дел в отношении правонарушителей?» — говорит Валерий Пятницкий.
Кроме сферы интеллектуальной собственности гармонизации с нормами ВТО требует отечественное законодательство по поддержке сельского хозяйства, техническому, санитарному, фито-санитарному регулированиям. А также система налогообложения в части упразднения льгот. Обеспечение «национального режима» и «режима наибольшего содействия» в рамках ВТО даже не является предметом переговоров. То есть, акцизы и НДС должны быть одинаковыми для всех.
Всего следует принять около 15 законов. «От нас зависит: успеем ли мы это сделать до конференции в Гонконге. Но те результаты, которые мы имеем сегодня, не вселяют оптимизма» — сказал первый зам министра по вопросам евроиентегравции.
По состоянию на 1 апреля Украина подписала уже 30 двухсторонних протоколов с большинством стран — членов Рабочей группы по рассмотрению заявки Украины о вступлении в Организацию. Сегодня на 70% согласован текст проекта отчета Рабочей группы, который описывает торговый режим страны и содержит перечень обязательств. Согласовано более 95% тарифных позиций в рамках доступа к рынку товаров, завершены переговоры с большинством стран — членов Рабочей группы по доступу к рынку услуг.
Сегодня еще продолжаются переговоры с Австралией, Эквадором, Исландией, Китаем, Колумбией, Норвегией, Панамой, Перу, Сальвадором, США, Хорватией, Японией.
«Если говорить о завершении двухсторонних переговоров, то тут достигнут существенный прогресс, — говорит Валерий Пятницкий, -
Но с другой стороны, изменения в нашем законодательстве привели к приостановке переговоров. Эти страны наблюдают, как принятые нами решения внедрятся в жизнь, чтобы исходя из этого, принимать решения. Они так же изучают решения, принятые нами по упразднению льгот для специальных экономических зон, и территорий приоритетного развития».
В выступлениях на круглом столе часто звучали сетования относительно отсутствия полной информации о вступлении в ВТО, и как следствие, мифологизации этого процесса. Но, тем не менее, на прямые вопросы и призывы присутствующих на круглом столе сделать боле прозрачным переговорный процесс по ВТО, открыть двухсторонние протоколы, обнародовать расчеты по негативным последствиям вступления в ВТО для экономики страны, никто не дал ответа. «Грани плюс» попросили специалистов ответить на вопрос: какими могут быть негативные последствия вступления в ВТО для украинской экономики?
Тамара Осташко, эксперт по экономическим вопросам общественной организации «Институт сельского развития» кандидат экономических наук:
— Основные негативные последствия для сельского хозяйства будут связаны с сокращением некоторых мер поддержки сельхозпроизводителей, снижением ее уровня. Имеются в виду меры поддержки из так называемой желтой «шкатулки», влияющие на цены и рынки. Но меры поддержки зеленой «шкатулки», дотирующие развитие сельской местности, сельского населения, инфраструктуры села, ограничиваться не будут. И это, конечно, большой плюс для Украины, поскольку около трети населения у нас проживает в сельской местности, чего нет в других странах с переходной экономикой.
И поскольку у нас 64% сельхозпродукции вырабатывается мелкими сельхозпроизводителями, в секторе личных сельских хозяйств населения, который сейчас не поддерживается, а поддерживаются как раз сельхозпредприятия, то в этом есть определенный позитив.
Другой аспект рисков связан с уровнем защиты внутреннего рынка. Особенно рискованными для наших производителей являются молочная и мясная отрасли. То есть, из-за границы будут завозиться более дешевые но, как показал опыт, менее качественные продукты, с которыми нашей продукции будет трудно конкурировать. Такое мы уже переживали в период либерализации рынков, и это очень негативно повлияло на аграрный сектор, на состояние собственного товаропроизводителя. Сейчас это может вызывать рост безработицы в сельской местности.
Как показал опыт других стран с переходной экономикой, в первую очередь у них закрывались мелкие перерабатывающие предприятия. Пострадали производители мяса, молока, яиц, картошки, овощей, фруктов. А все эти товары вырабатываются преимущественно в хозяйствах населения. Это самая большая группа риска, для нее негативные последствия могут быть наибольшими. В то же время, это можно каким-то образом компенсировать поддержкой из «зеленой шкатулки».
Ксения Ляпина, народный депутат Украины, советник Президента
— У нас имеется определенное зацикливание на негативных последствиях для промышленности. На самом деле, негативные последствия могут быть для разных сфер. В частности для банковской системы. Если будут сняты барьеры, нам станут доступны более дешевые кредиты, станет более конкурентоспособной промышленность, но может стать неконкурентоспособным финансовый сектор. Мы говорим о вреде для производителях автомобилей и пр. Это важно, но в этой сфере задействовано ограниченное количество людей. А торговля охватывает очень большое количество занятых. Только мелких предпринимателей у нас около двух миллионов и 80% из них — занимаются торговлей. Если мы снимем барьеры, беспроблемным станет вхождение на наш рынок крупных торговых сетей. Причем не тех, которые берут товар у отечественного производителя, а таких, к примеру, как «Икеа», которые привозят европейские товары значительно дешевле наших. Из-за этого мелкая торговля разоряется.
У нас нет другого выхода. Мы должны войти в ВТО, это мировой локомотив, без которого невозможно дальше двигаться. Но главное, что мы должны делать — защищать собственные интересы в этом процессе. Понимая эти собственные интересы с разных сторон: не только со стороны экспортеров, которые якобы прямо защищаются с вступлением в ВТО, но и интересы внутреннего бизнеса и торгового и производственного, и сферы услуг. Просчитывать, прогнозировать последствия и смотреть: какие барьеры мы должны защищать, а какие уже готовы снять. К сожалению, мне кажется, что именно такого просчитывания пока нет.
Ольга Фищук
|
|