Rural dispute resolution will be simplified.
5 июня 2003 г. Верховная Рада Украины приняла Закон Украины «О третейских судах (арбитраж)» № 912-IV.
Закон регулирует порядок образования и деятельности третейских судов (арбитража) в Украине как негосударственного независимого органа, который создается по соглашению или соответствующим решением заинтересованных лиц. Закон устанавливает требования относительно третейского рассмотрения для защиты имущественных и неимущественных прав физических и юридических лиц.
Юридические и физические лица могут передать на рассмотрение третейского суда любой спор, который возникает из гражданских или хозяйственных правоотношений (кроме случаев, предусмотренных законом), при наличии между сторонами третейского соглашения, а также свободно назначать или избирать третейский суд и третейских судий.
Третейские суды могут создаваться для решения конкретного спора (так называемые, временные) и постоянно действующие. Последние могут создаваться и действовать при всеукраинских общественных организациях, всеукраинских организациях работодателей, фондовых и товарных биржах, саморегулирующихся организациях профессиональных участников рынка ценных бумаг, торгово-промышленных палатах, всеукраинских ассоциациях кредитных союзов, при Центральном союзе потребительских обществ Украины, объединениях, ассоциациях субъектов предпринимательской деятельности–юридических лиц, в том числе, банков.
Высшее юридическое образование третейского судьи является обязательным требованием лишь в случае единоличного решения споров, а в случае коллегиального – для председателя третейского суда.
Услуги третейского суда являются платными.
Решение третейского суда выполняются обязанной стороной добровольно в порядке и сроки, установленные в решении суда.
По мнению эксперта «Института сельского развития» и консультанта Комитета Верховной Рады Украины по вопросам аграрной политики и земельных отношений Романа Коринца, на сегодняшний день аграрная сфера и сельская местность, возможно, более других заинтересованные в развитии данного института решения споров.
«Вопрос номер один в сельском хозяйстве – создание условий для эффективной работы частной собственности в сельской местности. Процесы реформирования в сельскоми хозяйстве стали не только причиной экономических преобразований, но и причиной конфликтов. В первую очередь, это относится к процесам выделения земельных участков в натуре и паивания имущества бывших КСП, его использования. Цивилизованные отношения требуют защищенности прав собственности при возникновении споров, которые не решаются, или решаются медленно из-за сложности процедуры, отдалености судов, недоверия к судебной власти. Длительный рассмотр споров приносит убытки участникам споров. Как результат – собственность становится бременем, а не благом», - сказал Роман Коринец.
Таким образом, в контексте конфликтов на базе приватизации в сельском хозяйстве, новый закон предлагает альтернативу. То есть, крестьяне могут выбирать судью (судий) сами, исходя из того, кому они доверяют, и обязуются при этом выполнять принятые судьями решения.
Такой подход к рассмотрению споров дает возможность решать их быстро и справедливо, уменьшить уровень социальной напряженности в сельской местности и затраты участников спора. В развитии системы третейских судов заинтересованные не только участники споров, а и органы власти, поскольку в многих случаях это лишит их необходимости рассмотрения многочисленных жалоб и обращений, а суды – значительного количества судебных дел.
|