1. КСЭ - это в широком понятии - распространение знаний и обучение фермеров.
Во первых - специалист службы КСЭ должен иметь опыт работы, обладать хорошими знаниями фермерской жизни в широком ее понимании и не только по методам ведения сельского хозяйства, но также его насущным проблемам жизни семьи, детей ,его постоянным заботам о финансах, о пище , о доме и т.п.
Во вторых - Агент или специалист КСЭ передает фермеру знания, расширяет его кругозор не только по новым технологиям производства конкретных с.х. культурно и по пище, здоровью, планированию семьи, домоводству, воспитанию и обучению молодежи и по многим другим вопросам, используя для этого все формы и методы наглядного показа, конкретные примеры.
В третьих - агент строит свою работу так, чтобы оказывать помощь людям улучшить их жизнь на основе обучения с использованием научных знаний, уметь выражать и формулировать взгляды для оценки принимаемых решений.
В четвертых - учить фермера так, чтобы он смог сам принимать правильные решения. Советуя альтернативы для достижения цели, оставлять за ним ответственность в принятии окончательного решения.
В пятых - задача КСЭ научить фермера уметь прогнозировать и видеть будущие проблемы, понимать существующие, показывать альтернативы и их последствия для принятия решений, выявлять наиболее важные проблемы из всех других, стимулировать фермера к повышению квалификации, развивая стремление познать новое.
В шестых - агент или специалист службы КСЭ - государственный служащий. Поэтому он должен всегда помнить, чтобы интересы фермера не расходились с интересами государства. Например, когда дело касается защиты окружающей среды или борьбы с болезнями и вредителями.
2. Структура Кооперативной службы КСЭ следующая: Минсельхоз США - Федеральный уровень-200 чел. Университет в штате -
Штатный уровень -50-100 чел. Административный (районный) округ (3150 графств) - Районный уровень -3-15 чел. Всего
специалистов КСЭ-12 тыс. чел. и более 3-х млн.чел. добровольцев.
3. Функции КСЭ - Департамент КСЭ Минсельхоза США проводит работу совместно с другими департаментами и в первую очередь с департаментами сельскохозяйственных и экономических исследований, с которыми он образует один блок, призванный:
- способствовать развитию науки, образованию и распространению знаний, проводимых в университетах и в других учреждениях штатов, главным образом путем финансирования отдельных программ штатов:
- создавать базы данных знаний для решения проблем сельского хозяйства и защиты окружающей среды;
- координировать и интегрировать науку, высшее образование и экстеншен на национальном уровне;
-передавать знания и технологии при помощи общеобразовательных программ с целью обучения управленческой деятельности;
- способствовать расширению коммуникационной сети;
- поддерживать усилия по концентрации ресурсов на национальном и глобальном уровнях потребности, которые одновременно являются проблемами штатного и местного значения;
- служить центром законодательной бюджетной и нормативной информации;
- представлять интересы, потребности и возможности партнеров в правительстве и Конгрессе США;
Университет создает у себя в университете службу КСЭ на основе контракта между университетом и Минсельхозом США. Директор службы КСЭ назначается президентом университета из числа своих сотрудников и по согласованию с министром сельского хозяйства США.
Специалисты штатной службы КСЭ имеют тесные связи с сотрудниками университета, хорошо изучают их способности, привлекая избранных к работе в КСЭ. Такой симбиоз работы (наука, образование и распространение знаний) - весьма эффективен.
Молодые аспиранты после проведения исследований и получения степени магистра часто привлекаются для работы в районных офисах КСЭ. В университетах читают специальные курсы по экстеншену и имеется такая профессиональная специальность.
Многие программы КСЭ штата отражают решения конкретных проблем, присущих данному штату. Большинство из них решаются путем адаптации тех или иных результатов науки и новых технологий в данных условиях.
4. В сельскохозяйственных колледжах США в 1993-94 г обучалось на: бака-лавра-79974 чел., магистра (мастера наук - первая ученая степень) 11939 и доктора философии (вторая ученая степень - близка нашему кандидату наук) -9538 чел.
Мне приходилось выступать с лекциями, проводить семинары в некоторых университетах, где хорошие с.х школы, а именно в штатах Айова, Охайо, Небраска, Индиана, посещать университеты Калифорнии, Иллинойса и другие, а в Айовском университете проходить годичную стажировку.
5. Хотелось показать лишь один университет, а именно, Пудр штата Индиана, где в 1994 году был организован семинар на тему "Россия - сельское хозяйство сегодня и завтра;. Этот университет "дал" в свое время трех министров сельского хозяйства США.
Университет был создан в 1874 году и в настоящее время в нем обучается свыше 65 тыс. студентов и аспирантов и 14,5 тыс. человек преподавателей, ученых, сотрудников, включая обслуживающий персонал. Общий бюджет в 1993-1994 г составил около 800 млн. долларов. Земельная площадь университета, включая с.х угодья, около 7 тыс. га. В городе Лафаэтте, где сосредоточено с.х образование, вет.медицина, школа потребителей и семьи здесь проходило в 1994 г. обучение более 35 тыс. человек, в т.ч. 6,4 тыс. аспирантов. В процентном отношении студенты и аспиранты составляли здесь из штата Индиана - 73%, из других штатов -25% и иностранцы - 2%. Окончили университет в 1993 г. 8,2 тыс. чел. по специальностям с.х, потребители и семья, педагогика, искусство, инженерное дело, фармакология, вет.медицина.
Годовой бюджет этой части университета составлял в 1993 г. 670 млн. долларов, в том числе с.х колледжи - 100 млн. долларов. Плата за обучение за два учебных семестра 1993-94 учебного года была для тех, кто из штата Индиана - 2700 долларов, а из других штатов - 8850 долларов. Кроме того, каждый студент в год затрачивает на книги и программы 570 долларов, общежитие и питание - 4130 и прочие расходы составляют 1700 долларов.
6. Районный уровень КСЭ. Сотрудники районного офиса КСЭ ,как правило, весьма опытные и авторитетные специалисты.
Большую часть своего времени проводят на фермах, обсуждая с фермерами различные их проблемы. Эти специалисты должны отвечать на многочисленные вопросы. Как бы ни был хорошо знаком он с сельским хозяйством, он не всегда может дать ответы на все вопросы, но он должен знать, кто может ответить, в этом его обязанность. Специалисты районного офиса трансформируют знания с языка ученого на язык фермера, организуя выставки, телепередачи, встречи с различными людьми. Зная, кто как работает в районе, они передают передовой опыт другим. Специалисты КСЭ района поддерживают тесную связь с университетом, часто подсказывая ученым, чем они должны заниматься в науке, исходя из запросов фермеров. Их предложения находят отражения в программах исследований в университете. Специалисты экстеншен работают среди фермеров как хорошие врачи. На работу в эту службу подбирают по конкурсу.
7. При планировании работы КСЭ на всех уровнях различают стратегические и текущие планы и программы.
При разработках тех и других планов обязательно учитывают предложения фермеров и специалистов районных служб. Базовые стратегические планы, разрабатываемые экспертными группами специалистов, имеют следующие направления:
- Сельскохозяйственное производство (устойчивость, новые технологии);
- Развитие экономики сельской местности;
- Развитие сельской семьи и молодежная программа/учеба, трудовая деятельность, клубы;
- Природные ресурсы и охрана окружающей среды;
- Правильное питание и хорошее здоровье;
- Новые информационные технологии и дистанционное обучение;
В основу всех планов закладывается принцип: чем лучше будет жить, и работать фермер на местах, тем лучше будет всем другим. Очень часто федеральные программы для фермеров предусматривают выделение средств непосредственно фермеру.
8. Финансирование КСЭ. При составлении планов на каждом уровне одновременно рассматриваются источники и объемы финансирования планов конкретных мероприятий.
Финансовые планы на районном уровне имеют, как правило, не менее трех источников, а именно федеральный ,штатный и местный. Для финансирования программ районной КСЭ могут также привлекаться различного рода гранды, пожертвования частных компаний.
Особенность финансирования в последние годы заключается в том, что из федерального бюджета на штатные программы средства Минсельхоза США выделяются университету напрямую, минуя штатное правительство и его сельхозорганы.
Сумма, выделяемая Минсельхозом США для финансирования штатных программ КСЭ, состоит их двух частей - пропорциональной и фиксированной.
Небольшая часть средств распределяется равномерно, другая, большая, зависит от размера штата, числа фермеров, дохода, получаемого от продажи их продукции, налоговых отчислений и других факторов.
Расход средств на службу КСЭ в США достигается до 1,5 млрд. долларов в год, в том числе около одной трети средств выделяет Конгресс США, более 45% поступает от штатов, остальная часть/20-30%/ финансируется из районного бюджета.
Процентное распределение финансирования из разных источников на науку, образование и экстеншен самое различное.
9. В заключение отметим особенности и направления развития сельского хозяйства, науки, образования и КСЭ в США:
1. Тенденции развития сельского хозяйства и АПК США в целом имеют следующие направления:
- Концентрация, интеграция и специализация производства;
- Химизация, механизация и мелиорация;
- Увеличение капитальных вложений в АПК (абсолютная сумма и относительный процент), в том числе на науку, образование и экстеншен.
2. С увеличением объемов производства сельхозпродукции и ее экспорта политическое и экономическое влияние США в мире постоянно возрастает.
3. Учитывая, что от экспорта сельхозпродукции и продовольственных товаров США получает ежегодно десятки млрд. долларов прибыли, сельхозпроизвод-ство и перебарывающая промышленность являются самой приоритетной отраслью среди всех уровней государственных и негосударственных учреждений, начиная от Конгресса США и кончая местной властью.
4. Минсельхоз США и Госдеп США имеют в мире широкую сеть служб по сбору и анализу различной информации по сельскому хозяйству и торговле сельхозпродукцией, по расширению банка данных ресурсов биологических объектов (растений, животных, почвы) для составления прогнозов производства сельхозпродукции и сохранения продовольственной безопасности.
5. Государственная политика в области науки состоит в том, чтобы:
- научные исследования строить по региональному признаку;
- создавать новые наукоемкие технологии с высокой адаптивностью;
- результаты науки должны сравнивать с уровнем мировых достижений;
- постоянно просматривать и совершенствовать механизм ускорения передачи науки потребителю, проводить работы по выявлению потенциальных потребителей научной продукции;
- независимо от местонахождения ученого, преподавателя, специалиста службы экстеншен или фермера они должны иметь бы доступ к банкам данных через американские информационные сети или через Интернат для получения необходимой информации
- важными критериями оценки работы ученого являются его публикации и ссылки на его работы. Только в этом случае каждый может быстро найти - кто, где, чем, для чего исследовал и каковы результаты его работы.
6. Финансирование науки, образования и экстеншен постоянно увеличивается, как в относительных, так и в абсолютных размерах.
7. Основой стратегии и тактики науки, образования и экстеншен является - при государственной поддержке повышать рентабельность, рационально использовать природные ресурсы, наращивая производство сельхозпродукции при сокращении посевных площадей и поголовья скота.
8. Одним из важнейших направлений развития науки является биотехнология и генная инженерия, позволяющие получать совершенно новые высокоурожайные сорта растений, устойчивых к неблагоприятным условиям погоды, вредителям и болезням, получать новые высокопродуктивные породы животных, вести устойчивое сельское хозяйство.
Другим направлением является увеличение информационных ресурсов и широкое применение среди фермеров новых информационных технологий.
9. Интеграция науки, образования и экстеншен на всех уровнях управления позволяет проводить обучение студентов и аспирантов на научной базе, развивая их аналитическое мышление. В свою очередь фермеры при повышении своей квалификации через службу экстеншен, получая новые знания, одновременно являются побудителем для науки выбора актуальной тематики исследований
10. Наличие информационных технологий и программ позволяют широко использовать их в управлении производством, создавать модели, давать экспертные оценки производства продовольствия, прогнозировать производство сельхозпродукции в неблагоприятных стрессовых климатических условиях.
iksagro.ru
|