Iнститут сiльского розвитку  
українська english

Пошук    



Copyright © 2003–2005 ICP.org.ua
Використання матеріалів з цього сайту дозволено лише при гіпертекстовому посиланні на www.icp.org.ua
Адреса для листування: icp@icp.org.ua



Прибалтика

Опыт прибалтийских стран в организации сельскохозяйственной консультационной деятельности

Латвия, Литва и Эстония начали преобразование сельского хозяйства на несколько лет раньше России. Сегодня основу сельскохозяйственного производства этих стран составляют фермерские хозяйства, потребность которых в консультационном обслуживании обусловила развитие сельскохозяйственных консультационных служб.

Опыт создания и развития сельскохозяйственных консультационных служб в странах Прибалтики представляет несомненный интерес для российских реформаторов.

Латвия

Латвийский сельскохозяйственный консультационный и обучающий центр (ЛСКОЦ) был создан в январе 1991 г. по распоряжению Министерства сельского хозяйства Латвии (в статье использованы сведения о Латвийском сельскохозяйственном консультационном и обучающем центре, любезно предоставленные Е. Бородиной, заместителем руководителя проекта FABSS на Украине). Правовая форма ЛСКОЦ - государственное учреждение.

В 1996 г. министром сельского хозяйства Латвии была предпринята попытка закрыть ЛСКОЦ. Однако центр удалось сохранить. С 1997 г. ЛСКОЦ - некоммерческая организация, учредителями которой стали Министерство сельского хозяйства Латвии и Латвийская федерация фермеров (ЛФФ). В соответствии с действующим законодательством Латвии, доля в уставном фонде в размере 1% позволяет ЛФФ блокировать решения министерства, если они не совпадают с основной целью деятельности ЛСКОЦ.

Сначала структура ЛСКОЦ была трехуровневой - Национальный центр, 26 региональных центров и представители ЛСКОЦ в каждой сельской общине (как правило, фермеры). Работа в общине оказалась неэффективной в основном из-за недостаточной подготовленности представителей ЛСКОЦ и неопределенности их функций. Поэтому институт представителей был упразднен, а региональные центры усилены квалифицированными консультантами. В региональных центрах заняты от 7 до 10 консультантов (агрономы, зоотехники, экономисты, бухгалтеры, инженеры). Всего в консультационной службе Латвии свыше 500 человек, 200 из которых работают в центральной организации ЛСКОЦ.

Каждый региональный центр имеет банковский счет, печать, может принимать решения в пределах своей компетенции и является филиалом ЛСКОЦ. Финансовые средства распределяются центром. Бухгалтерский учет также централизован.

Функции организационных структур системы управления ЛСКОЦ четко определены. Высшим органом управления является общее собрание представителей Министерства сельского хозяйства во главе с директором департамента обучения и науки и представителей Латвийской федерации фермеров. Для обеспечения выбора стратегии деятельности ЛСКОЦ и определения основных задач на каждый год создан Консультационный совет в составе семи представителей: двух - от федерации фермеров; одного - от Министерства сельского хозяйства; одного - от Сельскохозяйственного университета; трех - непосредственно от сельскохозяйственных товаропроизводителей. Этот совет обязан возглавлять фермер. Есть и Исполнительный совет, состоящий из директора (должность выборная), четырех консультантов ЛСКОЦ и представителя от клиентов.

Центральная организация ЛСКОЦ занимается методической работой, координирует деятельность региональных центров, обеспечивает информационную и консультационную поддержку, ведет редакционно-издательскую деятельность, занимается обучением и повышением квалификации консультантов ЛСКОЦ.

Региональные службы обучают клиентов и предоставляют им консультационные услуги. Специалисты региональных центров большое внимание уделяют поиску альтернативных источников доходов для фермеров.

Сельскохозяйственная консультационная служба Латвии ведет значимую работу по изучению и разрешению проблем развития села, обучения молодежи в сельских школах, развития альтернативного сельскохозяйственного бизнеса, распространения на селе компьютерных технологий.

Важное место в деятельности ЛСКОЦ занимает обучающая деятельность. Для улучшения условий обучения работников сельского хозяйства Институт повышения квалификации при Латвийском сельскохозяйственном университете был объединен (при сохранении своей самостоятельности) с ЛСКОЦ.

Основным источником финансирования сельскохозяйственной консультационной службы являются бюджетные средства. Центральная организация распределяет их пропорционально нагрузке между региональными центрами, которые представляют ежемесячные отчеты, являющиеся основанием для получения бюджетных средств. Государство оплачивает общественно значимые услуги ЛСКОЦ (например, обучение и методическую работу в школах) полностью, а индивидуальные услуги фермерам - частично. Например, стоимость услуг по растениеводству оплачивается государством на 66% от совокупной стоимости услуг по этому направлению, по бухгалтерскому учету - только на 24%. Уровень дотационности консультационных услуг определяется ежегодно. Фермерские взносы и плата за услуги, введенная с середины 1994 г., приносят доход, который составляет не более 20% бюджета ЛСКОЦ.

Региональные центры ежегодно отчисляют 3% своего дохода на содержание центральной организации и выплачивают ежегодный взнос, эквивалентный 270 долл. США.

Участие ЛСКОЦ в реализации трех проектов Европейского союза PHARE и программ оказания Латвии технической помощи Данией, Великобританией, Швецией, Швейцарией и Германией является дополнительным источником финансовых поступлений.

По мнению авторов, в Российской Федерации можно использовать опыт работы латвийской консультационной службы, в частности:

a.. ведение специалистами консультационной деятельности на условиях полной занятости;

b.. учреждение консультационной службы Министерством сельского хозяйства совместно с сельхозпроизводителями;

c.. существование четко отлаженной системы бюджетного финансирования;

d.. ведение консультационной службой масштабной опытно-демонстрационной деятельности;

e.. системное обучение консультантов, государственных служащих, клиентов;

f.. объединение Института повышения квалификации при Латвийском сельскохозяйственном университете с консультационной службой и др.

Литва

Литовская сельскохозяйственная консультационная служба (ЛСКС) создана в июне 1993 г. при участии Министерства сельского хозяйства Литвы, Литовского союза фермеров и Литовской ассоциации сельскохозяйственных предприятий. В июне 1997 г. ЛСКС была зарегистрирована в форме неприбыльной общественной организации.

В ЛСКС имеется центральная организация и 44 районных подразделения, в ней работает более 230 специалистов, имеется вспомогательный и обслуживающий персонал.

Центральная организация обеспечивает координацию работы, информационно-консультационную поддержку, обучение специалистов региональных филиалов и состоит из следующих отделов:

- сельскохозяйственной деятельности и учета. Отдел ведет бухгалтерский учет, занимается правовыми вопросами, анализом хозяйственной деятельности сельхозпроизводителей, бизнес-планированием;

- растениеводства. Работа отдела связана с консультированием по технологиям выращивания сельскохозяйственных культур, информационным обеспечением региональных консультантов, реализацией международных проектов и др.;

- животноводства. Отдел занимается внедрением новых технологий содержания и откорма животных, созданием и развитием сети демонстрационных хозяйств, оказывает консультационные услуги, принимает участие в международных и межрегиональных проектах;

- информационный;

- маркетинга.

В центральной организации разрабатывается годовой корпоративный план работы, на основе которого создаются планы работ региональных филиалов, на базе которых, в свою очередь, составляются планы работы каждого консультанта.

Специалисты центральной организации разработали компьютерную систему контроля качества консультаций, учитывающую степень выполнения консультантом плана работы (по количеству клиентов, уровню удовлетворения их запросов). Уровень заработной платы консультанта зависит от полученного при ежегодной аттестации балла.

Деятельность ЛСКС финансируется в основном за счет госбюджета, собственные средства ЛСКС зарабатывает пока на уровне 7% всех средств финансирования. Доля самофинансирования ЛСКС увеличивается ежегодно на 3%.

Между Министерством сельского хозяйства, региональными управлениями сельского хозяйства и ЛСКС существует четкое разделение функций. Министерство в основном принимает участие в процессах формирования и реализации сельскохозяйственной политики, а региональные управления сельского хозяйства и ЛСКС оказывают необходимую практическую помощь сельскохозяйственным товаропроизводителям.

ЛСКС поддерживает тесные контакты с научно-исследовательскими учреждениями на основе "обратной связи" (наличие информации о пользе проведенных исследований позволяет повышать их практическую значимость).

Районные консультационные центры (подразделения ЛСКС) работают непосредственно с клиентами, в том числе организуют их обучение. Связь региональных подразделений с центральной организацией осуществляется через координатора.

В каждом районном центре работают от 4 до 6 консультантов (агроном, зоотехник, экономист, бухгалтер, инженер), предоставляющих клиентам консультационные услуги на договорной основе.

Любая информация о работе региональных центров, за редким исключением, доступна всем филиалам ЛСКС благодаря единой компьютерной системе, созданной центральной организацией.

В опыте ЛСКС, на взгляд авторов данной статьи, полезным является следующее:

- наличие четкого разграничения обязанностей в консультационной деятельности на селе между Министерством сельского хозяйства, районными управлениями сельского хозяйства, научными учреждениями и консультационной службой;

- предоставление консультационной службой как коммерческих, так и некоммерческих услуг;

- существование эффективной коммуникационной технической системы, обеспечивающей взаимодействие центральной и районных служб.

Эстония

В Эстонии не существует единой структуры, занимающейся консультационными услугами. Первоначально консультационные услуги предоставлялись Союзом фермеров, в каждом региональном отделе которого были сотрудники, работавшие консультантами по сельскохозяйственным вопросам. Предоставление консультационных услуг полностью финансировалось государством, консультанты были государственными служащими. Помимо того, что такая система слишком зависела от бюджетного финансирования, консультанты, по мнению эстонских фермеров, превращались в бюрократов и обеспечивали прежде всего соблюдение интересов государственных структур, а не фермеров.

Всего за три-четыре года своей деятельности упомянутая система консультирования сельхозпроизводителей стала неэффективной. Появились альтернативные варианты предоставления консультационных услуг. Сегодня консультирование осуществляют:

- лица, занимающиеся консультационной деятельностю на основании лицензии;

- обучающий и консультационный центр в г. Энее;

- консультационные центры в составе Союза фермеров.

С 1995 г. государство начало проводить новую политику предоставления финансовой поддержки консультационной службе и лицам, занимающимся на основании лицензии консультационной деятельностью, касающейся сельского хозяйства. Каждого зарегистрированного товаропроизводителя наделили правом получения консультационных услуг, 85% стоимости которых оплачивало государство, а 15% - потребитель. Средства привлекались из трех источников: 39% обеспечивал государственный бюджет, 58% - кредит Всемирного банка правительству Эстонии; 3% - проект PHARE. Работать на данных условиях финансирования имели право только лица, прошедшие регистрацию в Министерстве сельского хозяйства и получившие соответствующую лицензию.

После первого года работы созданной таким образом консультационной системы оказалось, что она не является эффективной - качество консультаций было низким, между фермерами и консультантами заключалось много фиктивных контрактов.

К настоящему времени система оплаты услуг изменена. Фермер, располагая финансовой поддержкой государства, может выбирать любую систему консультирования. При годовой стоимости консультаций, эквивалентной 200 долл. США, ему обеспечивается дотация в размере 85% стоимости всех консультаций, от 200 до 400 долл. - 50%. Работы, стоимость которых превысила данные суммы, не оплачиваются за счет дотации. Фермер платит только положенную ему часть оплаты, а остальную часть консультант получает от Министерства сельского хозяйства после регистрации в нем соответствующего договора и подтверждения его выполнения фермером.

Разработаны системы регистрации и аттестации консультантов. Аттестация консультантов проводится в два этапа. На первом этапе проходит обязательная аттестация новых консультантов с целью их регистрации, на втором этапе - регулярная (раз в три года) обязательная аттестация для действующих консультантов.

Обучение консультантов осуществляется Национальным консультационным центром и Центром развития сельских регионов.

По мнению авторов статьи, полезно перенять опыт аттестации консультантов.

Процедура оплаты консультаций, принятая в Эстонии, слишком сложна и может явиться поводом для бюрократических проволочек. Отсутствие четкой организационной структуры консультационных служб и их координации в целом снижает эффективность консультационного обслуживания фермеров этой страны.

Вячеслав Козлов, к. э. н., директор Нижегородской консультационной службы АПК,

Сергей Черныш, заместитель директора Нижегородской консультационной службы АПК,


META - Украина. Украинская поисковая система
Старт Украина

Украинский портАл
Каталог Интернет ресурсов
 

  Создание сайта: LND Киев
META - Украина. Украинская поисковая система Старт Украина Украинский портАл